- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Система ценностей в праве
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002571 |
Тема: | Система ценностей в праве |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение 2 1 Ценности. Система ценностей в праве 3 1.1 Социальная ценность права 7 1.2 Развитие ценности права 9 2 Принципы права 10 2.1 Название параграфа 11 2.2 Принципы права как источник права 13 2.3 Принцип законности как реальное выражение права 18 2.4 Принцип справедливости 21 Заключение 26 Список использованных источников и литературы 27 Введение Роль права, его ценность в взаимоотношении общества и государства выражается в том, что с поддержкой права социум подчиняет для себя государство, вынуждает его действовать в своих интересах. Ценность права для государства состоит в том, что право применяется для организации, упорядочения работы самого правительственного аппарата; выступает мощнейшим условием прогресса, основой обновления общества в согласовании с историческим процессом общественного развития. Ценность же права в интересах личности заключается в том, что оно закрепляет различные демократические права и свободы личности, защищает личность и от самого государства, ставит преграду неоправданному вмешательству государства в частную жизнь гражданина. Таким образом, ценность права определяется тем, что оно представляется выразителем и определителем (масштабом) независимости личности и общества, при этом оно никак не означает свободу в целом, а устанавливает пределы, границу данной свободы. Право основывается и действует на базе конкретных принципов, которые выражают его суть и общественное предназначение. В них отражаются основополагающие свойства и отличительные черты права, придающие ему свойство государственного регулятора границы свободы и справедливости в общественных отношениях. Понятие принципов права является одной из актуальных вопросов сегодняшней юридической науки. Собственно в этих принципах в наибольшей степени наглядно отражена суть права в абсолютно всем многообразии составляющих её сторон и закономерностей. Принципы права - это главные отправные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они накопляют в себе наиболее характерные особенности права, определяют его юридическую природу. Принципы права лежат в основе работы правового государства, всех органов государственной власти. Оперируя ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, обеспечивает осуществление ими юридических обязанностей. Принципы права пронзают все без исключения правовые нормы, являются стержнем единой концепции права государства. Отсюда их определяющее значение с целью регулировки общественных взаимоотношений, для юридической практики. Строгая и четкая реализация требований права обозначает в то же время и поочередное выражение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел следует в первую очередь придерживаться принципами права. Данное служит основанием правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и легитимных решений. Целью данной курсовой работы является изучение принципов права и ценности права для общества. 1. Ценности. Система ценностей в праве Ценности - позитивная либо негативная важность объектов окружающего мира для человека, общественной группы, социума в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и надобностей, общественных отношений; критерий и методы оценки этой важности, выражены в нравственных тезисах и нормах, идеалах, установках, целях. Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в различие от познания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (начальные) интеллектуально и чувствительно воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, от того что понимаются как многообразные блага. Ценность - это то, что нужно человеку, обществу, то, что способно удовлетворить какие-то спросы, то, что в финальном счете оценивается позитивно. Ценности традиционно подразделяют на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Аксиологическое постижение права имеет значимое научное, фактическое и моральное значение. Оно разрешает обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его нравственные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода нереально выявить призвание права в общечеловеческом, социальном и культурном становлении, осознать его специфическую природу как душевно-фактическое средство освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере права, чисто личностные аспекты права. Право является ценностью вторичной и инструментальной. Первичными, основными ценностями, являются жизнь, честь, превосходство, воля человека, собственность, социальный порядок, безопасность человека, его физическое, биологическое, общественное благосостояние, честность и т. д. По отношению к указанным и другим ценностям право выступает как ценность вторичная и инструментальная, потому как право на этих ценностях базируется и их охраняет. Если бы право не ориентировалось на эти ценности, то и само не имело бы ценности. Право как инструментальная ценность есть средство (инструмент) для достижения определенных общественных целей. Ценности не существуют без субъекта. Те либо иные вещи, явления как ценности проявляются только по отношению к субъекту. Следственно ценность права дозволено разглядеть применительно как к целям, так и к определенным субъектам (обществу, фигуры, государству). Ценность права для фигуры состоит в том, что оно закрепляет разные права и воли фигуры (общественно-экономические, политические, собственные и т. п.), которые выступают как средство удовлетворения тех либо иных надобностей и интересов фигуры (надобность в труде - праве на труд, надобность в образовании - право на образование и т. д.), устанавливает систему их гарантий. Ценность права для фигуры видится и в том, что праве охраняет фигура и от самого государства, владеющего большой силой, ставит преграды неоправданному вмешательству государства в личную жизнь гражданина (неприкосновенность фигуры, жилища, тайна индивидуальной жизни и т. д.). Право ограждает фигура от произвола государства, как указано выше, даже в случаях совершения фигурой преступлений путем установления разного рода процессуальных гарантий, порядка уголовного преследования и т. д. Ценность права для государства заключается в том, что право применяется для организации, упорядочения деятельности самого государственного агрегата. С поддержкой права определяются конструкция государственных органов, их компетенция, порядок их образования (выборность либо назначаемость), принципы взаимодействия этих органов (правило иерархического подчинения одних органов иным, либо правило горизонтальных отношений, учрежденный на координации, согласовании их деятельности), порядок контроля за деятельностью государственных органов, нередко суровая процедура деятельности (скажем, судебная). Для государства право выступает и нужным инструментом осуществления функций последнего. Ни одна функция государства не обходится без права. Функции государства осуществляются в правовых формах. К их числу относятся законодательная форма, правоисполнительная, правоприменительная, контрольная. В ходе осуществления своих функций государство издает законы в той либо другой сфере деятельности, принимает меры к их исполнению, в том числе и путем правоприменения, т. е. принятия определенных индивидуальных решений на основе закона. Скажем, осуществляя правоохранительную функцию, государство устанавливает с поддержкой законов определенный правопорядок, в частности определяет перечень преступлений и меры принуждения за их совершение, определяет систему правоохранительных органов и их компетенцию, устанавливает с поддержкой закона процедуру использования принудительных мер. Аксиологический подход к праву разрешает рассматривать право не легко как приказ, веление государства, а как регулятор, учрежденный на определенной системе ценностей. С этих позиций право, следственно, должно подвергаться определенным оценкам, в основании которых и лежат эти ценности. Ценность права, его позитивная либо негативная оценка зависят от того, насколько оно верно отражает первичные, основные ценности и насколько оно результативно в заявлении и охране этих ценностей. Право относится к числу фундаментальных ценностей мировой культуры, выработанных обществом в ходе его становления. Ценностные свойства права обусловлены его значением как специальной формы социальных отношений, его местом и задачами в общественной системе социума. Превосходством права являются и те специальные его качества - нормативность, общеобязательность, формальная определенность и пр., которые делают его нужным, довольно результативным средством общественно-нормативного регулирования. Право закрепляет - и в этом его высокая общественная важность - моральные основы и ценности в качестве реалий общественной реальности, тем самым из моральных, абстрактных пожеланий они становятся общественно-правовой действительностью. Законы юридически гарантируют реализацию тезисов социального устройства - гуманизма, равенства, общественной честности, меры демократизма. При этом совместно с достижениями общественного прогресса обеспечивается и больше высокий ярус реализации этих идеалов социального становления. Тут цели, ожидания и начала штатского социума находят свое цивилизованное выражение в стабильной, верной системе законов, их взаимодействии с каждой системой общественно-нормативного регулирования, что разрешает формировать университеты штатского социума. Право является культурной ценностью, но в различных обществах иерархическое место право в системе общественных ценностей различное. В одних обществах право представляет собой высшую социальную ценность, подчиняя себе все остальные ценности, в том числе нравственные и религиозные. В других - оттесняется на 2-й план и играет роль вспомогательную. Каковы же настоящие вероятности права в общественной жизни? Является право целью социума либо средством? В современных правовых доктринах существуют различные обычаи результата на данный вопрос. В правовых учениях западной ориентации (индивидуалистической правовой культуры) преобладает точка зрения, что право является и основным средством и целью социального становления. С этих позиций утверждается, что для того, дабы достичь общественного совершенства, нужно иметь идеальные, правовые законы. Имея идеальные законы, дозволено достичь идеала правового государства, а, следственно, сделать идеальный социум. Отношения, построенные на безусловно-правовых и договорно-правовых началах, рассматриваются как приоритетные в жизни всякого общества. В правовых учениях коллективистской (обычной) правовой культуры право зачастую рассматривается лишь как один из методов, при помощи которого дозволено решать ограниченные общественные задачи. Выше права находятся этика и религия, которые соединяют народ в цельный нравственный организм. Колляция права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в систематизации ценностей вообще. Рассмострим основные формы ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является распределение ценностей на предметные и нравственные. В рамках 2-х основных классов ценностей, физических и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наравне с такими, как нравственные, религиозные, художественные (либо эстетические), научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются касательно независимыми. Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют спросы общественных групп социума в регулировании общественных отношений и поступков людей. Их стержневой и специфической функцией является регулятивная функция. Следственно правовые ценности предуготовлены для создания, поддержания и укрепления общественного порядка и дисциплины, типичного функционирования социума. Правовые ценности составляют элемент системы общественного (общественно-политического) управления обществом. Разглядим соотношение права и фундаментальных ценностей человека и социума в целом таких как воля, честность, этика. Свобода представлялась ценностью для людей в различные эры и в различных формах. Она не связана экстраординарно с какой-либо одной формой общественного устройства. Правовая ценность воли, рассмотренная неофициально, а обстоятельно, через призму разных правовых идеологий, приводит к давнему противостоянию персонализма (индивидуализма) и имперсонализма (универсализма). В первом случае приоритетной сознается воля человеческой фигуры, во втором - ценность социума (всеобщего блага). С точки зрения этих же критериев может рассматриваться и честность и цель правопорядка (объективно то, что обеспечивает внешнюю волю человеческой фигуры; объективно то, что обеспечивает солидарность социума и т.д.). Раньше каждого, уместно отделять «юридическую» волю от «фактической» воли. Правовая воля есть разрешение делать определенные действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение делать реальной вероятности, то есть юридическое определение остается формальным, абстрагируясь от реальных условий ее осуществления. Фактическая воля сводится к вероятности делать и выбирать то, что хочешь. Это определение подразумевает рассмотрение средств, нужных для реализации свободы и, в частности, волю пользования нашим телом и вещами, находящимися в нашей власти. Значит, право имеет столь же капитальный, основополагающий для социума нрав, как и воля, которая принимает разные формы как в индивидуальном сознании, так и в истории социума. Слово «честность» случилось от слова «право» (правый, правда), а в латинском языке обозначает justitia (честность) - от jus (право). Начиная еще с Вед и Упанишад, с Гесиода и Гомера, честность трактовалась как «сущий миропорядок», духовная основа истории. Право - это мера реализации воли и в то же время - норма политической честности. Другими словами, право есть нормативно закрепленная честность. Право покоится на идее честности. Как считал Гегель, право не есть благо без блага. Объективно то, что выражает право, соответствует праву и следует духу права. Особое место в системе ценностей социума занимает этика. Право и этика, безоговорочно, родные явления. Этика, как и право, имеет не государственную, а социальную природу. Как и право, она представляет собой социальную ценность. Как и право, система морали включает в себя нормативный элемент и многообразную систему отношений между индивидами. Нормы права и морали узко взаимодействуют. Этика представляет собой систему особенно всеобщих тезисов, определяющих интимное отношение человека к окружающему миру с точки зрения надлежащего. В силу этого нормы морали носят многофункциональный нрав и приложимы примерно ко всей деятельности человека, дозволяя оценивать ее как нравственную либо аморальную. Такая нравственная оценка уместна и по отношению к праву, как к сфере общественно важной. Говоря о соотношении права и морали нужно затронуть соотношение правового и морального сознания. Нравственное сознание применительно к праву исполняет функцию признания соответствия либо несоответствия присутствующего права нормам морали. Правовое сознание определяет, каким должно быть право для того, дабы соответствовать моральным эталонам. Социокультурные ценности, которые находят отражение в праве, не исчерпываются вышеперечисленными. Все, что так или иначе связано с правовой структурой, может выступать правовой ценностью, формируя, например, содержание правовых норм. 1.1 Социальная ценность права В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев1. Он обосновал принцип о том, что право – это не только надобность, но и общественное благо, общественная ценность. Оно владеет рядом высокозначимых свойств – общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу. По мнению С.С. Алексеева, право обладает: социальной ценностью; инструментальной ценностью; собственной ценностью. Социальная ценность права содержится в трех моментах: а) право владеет возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно дозволяет добиться такого порядка в жизни сообщества, который действует по всей стране, непрерывно, неизменно; б) право благодаря своим свойствам дозволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. И здесь основная роль принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, дозволяет разделять правомерные поведение и деяния от произвола и своеволия; в) право дозволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным. Инструментальная ценность значит, что право: а) представляет собой сильный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнородных задач, может использоваться как инструмент различными субъектами: государством, церковью, общественными соединеньями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, окончательно, государство, поскольку право реализуется, охраняется с поддержкою государства; б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь; в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и деяний. Благодаря этому право выступает основным прибором обеспечения организованности общественной жизни. Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функционирования иных социальных институтов – государства, социального управления, морали и др. Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя главнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает главнейшие общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно: 1) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав; 2) добиться активности в поведении и деяниях; 3) сопоставить поступки и деяния с требованиями морали; 4) выступать фактором прогресса, обновления сообщества, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем. Право в различных странах имеет различные формы и содержание, которые чаще всего отражают уровень развития сообщества, его культуру. Вместе с тем, представляя собой культурную ценность, право в различных сообществах занимает неодинаковое место в системе социальных ценностей. В одних странах право занимает самую верхнюю ступень в иерархии ценностей сообщества, в иных – уступает место религии, а само право играет второстепенную роль (например, в теократических государствах). Поэтому право может служить различным целям, но главное его назначение – служить сообществу, человеку. Таким образом, право обладает уникальной социальной, инструментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий. Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.2 1.2 Развитие ценности права Развитие ценности права, конкретных правовых ценностей выражается в правовом прогрессе, т. е. в прогрессе самого права. С социально-политической, гуманитарной стороны правовой прогресс состоит в таком развитии права в мировой истории, при котором с его поддержкою утверждаются общечеловеческие, общедемократические ценности, начала законности, противостоящие произволу и беззаконию, формируется демократическое гражданское сообщество, неотъемлемым элементом которого становится право, сильное и эффективное. Решающим показателем прогресса в этом отношении является развитие гуманитарного содержания права, его многоступенчатое движение от права сильного к праву гражданского сообщества. (Надобно заметить, что правовой прогресс охватывает не только собственно право, но и все элементы правовой системы, включая применение права, правосудие, правовую культуру.) С социально-юридической стороны происходит постепенное накопление правовых ценностей, прогрессивных элементов юридической культуры. Здесь обнаруживается ряд беспристрастных закономерностей раскрывающих предназначение, права как явления цивилизации и культуры. Наиболее существенной из них, прослеживаемой в качестве общей тенденции на протяжении всей многовековой его истории, является движение от запретительно-дозволительного к предпочтительно дозволительному регулированию, к прочному утверждению статуса автономной личности и соответственно повышение удельного веса в правовой действительности субъективных прав, в частности перенос в правовом регулировании центра тяжести на юридические механизмы, деяние которых связано с доминирующим значением юридических соизволений, выражающих ступень гарантированности свободы поведения автономной личности, упрочение ценности приватного права. Конечно, данная закономерность — не более чем тенденция. К тому же она нередко приобретает узкоклассовую ориентацию, оборачивается такой расстановкой прав и повинностей, при которой права сосредоточиваются в руках определенной группы главенствующих индивидов. И все же необыкновенности права сопряжены в главном с выражением и юридическим обеспечением социальной свободы, активности, ответственности соучастников общественных отношений. Эти и некоторые иные факторы обусловливают такое развитие всего комплекса правовых явлений, при котором право все более становится правом в том высоком философско-этическом значении этого слова. В соответствии с этим право как нормативное институционное образование обретает все великую силу, становится все более действенным фактором цивилизации и культуры, таким фактором, который способен «овладеть» государственной властью, противостоять ее произволу. Определяющее значение здесь имеет и гуманитарное содержание права, и с этой точки зрения — необыкновенности достоинства права гражданского сообщества, среди которых приоритетная роль принадлежит таким гуманитарно-правовым ценностям правового прогресса, как основательные права человека, обретающие непосредственное деяние, приватное право, самостоятельное правосудие. Отмеченные закономерности, выражающие правовой прогресс, действуют на основе общих тенденций социального развития. Нередко соответственно этому их деяние и формы проявления противоречивы, в них отражается нацеленность на обслуживание узкоклассовых, эгоистических групповых интересов, вмонтирование институтов писаного права в систему авторитарных, антинародных, реакционных режимов. И все же, несмотря на исторически длинные перерывы, шаги назад, деформации, искажения в правовых системах, постепенно накапливаются правовые ценности, достижения правовой культуры. В российском сообществе существует острая потребность в том, чтобы право выступало в качестве исторического наместника позитивных правовых ценностей, достижений юридической культуры, всего того, что может обеспечить абсолютный, развитой характер социального регулирования в его движении к современному гражданскому сообществу. 2. Принципы права Это главные идеи, управляющие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они кладутся в основу творения и реализации действующего права, ориентированы на последующую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства. Обычно различаются отраслевые принципы, отличительные для одной отрасли права (так, трудовое право обеспечивает принцип материальной заинтересованности тружеников в результатах своего труда, гражданского – принцип полного воздаяния имущественного ущерба), межотраслевые, проявляющиеся в двух или более отраслях (например, принцип состязательности в уголовном, гражданском и арбитражном процессах), и общеправовые принципы. Общеправовые принципы – это, во-первых, широкие социальные, этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение главенства, водящей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, невозможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, управляла о том, что все сомнения трактуются в выгоду осуждаемого, что не может быть правонарушения и наказания без закона и др.)3. 2.1 Понятие и классификация принципов права Важное значение как для правотворчества, так и для реализации права имеет категория принципа права. Принципы права воплощают в себе социальную природу права, отражают закономерности его развития и используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения. Принципы права описывают следующие свойства: 1) в концентрированной форме они отражают наиболее главные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. В знаменитой ступени их можно назвать правовыми идеалами, которые в «юридическом сгустке» отражают закономерности развития сообщества и главные социальные ценности. Они являются связующим звеном между этими закономерностями и действующим правом, отражая его необыкновенности и регулятивные возможности. Принципы права являются необыкновенным синтезом беспристрастного и субъективного в правовой деятельности. Необходимо распознавать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и отличительные для разных элементов правовой системы — правотворчества, юридической ответственности и т.д.); 2) прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя главное содержание подзаконных актов и юридически означаемого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то е содержанием можно пренебречь или исказить, не опасаясь государственного принуждения, она остаётся неизменным. В литературе и юридической практике выделяется великое количество разнообразных принципов права. В своей совокупности они образуют структурно упорядоченную систему взаимодействующую с наружной средой по предлогу урегулирования социально означаемых отношений. Действующие принципы дозволяют более точно определить тенденции развития законодательства, уяснить смысл юридических актов, объединить нормы в непротиворечивую систему, стабилизировать конкретные правоотношения, восполнить пробелы в праве и в некоторой совокупности выступить дополнительным критерием при дифференциации отраслей права. Существуют следующие виды принципов права : 1. Общие — исходные нормативно-управляющие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом. К ним относятся: а) принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям народонаселения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения теснее действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии; б) принцип гуманизма — суть в закреплении правом таких отношений между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, почтении личности, творении всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Настоящий гуманизм предполагает добросердечное и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении повинностей. Без этого не будет и полноценной ответственной личности; в) принцип законности значит, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные личика, организации и граждане обязаны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, обязаны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, подходить Конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ); г) принцип равноправия конкретизирует принцип равенства субъективных прав всех соучастников правовой сферы. Он подчеркивает, что нет и не может быть равенства в физиологических и т.п. способностях человека. Возможно лишь формально-юридическое равенство всех субъектов права перед законом, в предоставлении одинаковых возможностей проявить себя. Он проявляется в законодательном закреплении равенства всех граждан, самостоятельно от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Все обязаны иметь одинаковые общегражданские права и повинности, в одинаковой ступени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ). Формальное равенство субъектов права перед законом является главной предпосылкой справедливости. д) принцип социальной справедливости отражает меру реализации требования «каждому по делам его». Для этого при преступлении поступок человека оценивается в соответствии с нравственными воззрениями большинства членов сообщества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного. При позитивном поведении мера поощрения определяется ступенью заслуги. Таким образом, принцип справедливости обеспечивает исполнение отплачивающей, уравнивающей и распределительной функции права. е) принцип единства прав и повинностей состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с поддержкою детально сбалансированных, обоюдно корреспондирующих прав и повинностей. 2. Межотраслевые — исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип собственной ответственности — в уголовном и административном праве; принцип состязательности — в процессуальных отраслях права и т.д.). Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предостережения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Эти принципы конкретизируют содержание общих принципов права условно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. Так, принцип равенства всех субъектов права перед законом и судом конкретизируется в принципе состязательности процессуальных отраслей права. При этом одни и те же межотраслевые принципы проявляются неодинаково даже в родственных смежных отраслях права, решая специфические задачи отрасли условно предмета их регулирования. Для этого достаточно сопоставить принцип состязательности в уголовном и гражданском процессе.3. Отраслевые — исходные положения, которые отражают специфику регулирования отношений в той или иной отрасли права (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве и т.д.)4. 2.2 Принципы права как источник права. Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что принципы права – это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений. В качестве принципов права нередко используются правовые аксиомы, например: «нельзя дважды предъявить иск по одному и тому же делу»; «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «суд должен быть справедливым». Общие принципы права применяются в международном праве. Например, согласно Всеобщей декларации прав человека (1948) осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Декларации, ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам ООН (ст. 29). Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции РФ. В литературе принято выделять принципы: общеправовые, межотраслевые и отраслевые. К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: законности, равенства перед законом, справедливости, гуманизма. Они закреплены, например, в ст. 19 Конституции РФ, в ст. 3, 4, 6, 7 УК РФ; принцип равенства супругов в семье – в ст. 31 СК РФ. В ст. 6 АПК РФ среди основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации названы принципы законности и равенства организаций и граждан перед законом и судом. Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, например процессуальным. Эти принципы закреплены в Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах. Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Например, в семейном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государством; в экологическом праве – принципы разумного сочетания экономических и экологических интересов, рационального использования ресурсов; в сфере трудового права – принци....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: